ЗАЩИТНЫЕ ЦЕПИ для фронтальных погрузчиков и другой спецтехники
В процессе работы на крепких горных породах шины карьерных и шахтных машин практически не выхаживают свой ресурс из-за частых порезов боковин и протектора острыми кусками отбитой породы. Применение защитных цепей в данной ситуации становится необходимым условием продуктивной работы колесной техники.
В настоящее время и на открытых, и на подземных горных работах все большее применение находит спецтехника на пневмоколесном ходу – карьерные самосвалы, различные колесные фронтальные погрузчики и бульдозеры, подземные буровые установки, грейдеры. У машин на пневмоколесном ходу (фронтальных погрузчиках, карьерных самосвалах) есть важное преимущество перед гусеничной техникой – более высокая маневренность и мобильность, однако слабая защищенность шин от повреждений кусками породы, более низкий коэффициент сцепления сдерживают применение спецтехники на пневмоколесном ходу.
Фронтальные погрузчики, грейдеры и карьерные самосвалы, занятые на разработке крепких горных пород, испытывают особые трудности. Если самосвалы ходят по более-менее подготовленным трассам, то фронтальные погрузчики и грейдеры часто работают в забое. Например, погрузочно-доставочная спецтехника работает непосредственно в забое на взорванной скальной массе, состоящей из кусков породы разного размера с острыми гранями. Иногда куски скальной породы буквально вспарывают незащищенную поверхность шин на спецтехнике. В таких условиях даже новые шины часто выходят из строя из-за глубоких разрывов и порезов, а потому без специальных мер для защиты дорогостоящих шин значительно возрастают эксплуатационные расходы и увеличивается суммарное время простоев высокопроизводительной спецтехники.
Эффективно решить вопрос повышения ресурса шин помогает применение специальных защитных цепей. Сегодня на рынке предлагаются защитные цепи и цепи противоскольжения для различных условий. Шинозащитные цепи можно разделить на три основные группы по назначению:
- Защитные цепи специальные, которые защищают от повреждения шин осколками породы, острыми фрагментами строительного мусора, арматуры и т. п., в том числе цепи защитные жаростойкие – их применяют при работе на горячих шлаках (преимущественно для фронтальных погрузчиков);
- цепи защитные с повышенным сцеплением, применяются в рудниках и карьерах на технологическом погрузочном и транспортном оборудовании;
- цепи для повышения сцепления, применяются на спецтехнике при работе в сложных дорожных условиях для повышения проходимости, на лесозаготовительной спецтехнике и т. д.
Основное различие в конструкции защитных цепей заключается в размере ячейки. Защитные цепи изготавливают с малыми размерами ячейки, они покрывают колесо спецтехники наподобие кольчуги. Для лучшего сцепления защитная цепь изготавливается с ячейкой большего размера.
Кроме размера ячеек защитные цепи различаются формой и числом пластин и колец в звене. Форма и размеры пластин и колец защитных цепей подобраны так, чтобы наиболее эффективно работала система колесо-цепь применительно к конкретным условиям.
Классическая защитная цепь, набранная из колец, представляет собой бюджетный вариант. Кольца хорошо защищают корд колеса. В процессе работы кольца поворачиваются, этим достигается равномерный износ самих колец, и в результате увеличивается срок службы защитных цепей. Недостаток чисто кольцевой системы – заметное увеличение радиуса колеса, так как часть колец расположена перпендикулярно поверхности шины (диаметр колец составляет 55-80 мм). С учетом этого кольцевые цепи надо устанавливать на все ведущие мосты спецтехники, если отсутствует межосевой дифференциал, иначе редукторы будут работать с повышенной нагрузкой.
Поскольку на передний мост фронтального погрузчика приходится большая нагрузка, уменьшающая динамический радиус передних колес, возможен вариант установки защитных цепей только на передние колеса, что и практикуется на предприятиях. Однако эта нагрузка действует на передний мост лишь в случае, когда ковш заполнен, а с пустым ковшом нагрузка на оба моста становится примерно одинаковой, выравниваются и радиусы колес, т. е. защитные цепи могут задевать за оперение передних колес. А поскольку рабочая площадка обычно усеяна обломками породы, самым целесообразным будет устанавливать защитные цепи на все шины фронтальных погрузчиков и другой спецтехники.
Защитная цепь, ячейки которой состоят из четырех пластин и четырех колец, представляет собой самую плотную структуру и обеспечивает наиболее надежную защиту шины. Непосредственным защитным элементом являются пластины, а кольца (или кольцевые замки) служат в качестве сцепляющих деталей. Вид пластин может быть разным. Для лучшего перекрытия поверхности шины, пластины контактирующие с грунтом, могут иметь форму лепестков с зубцами или прорезями. Выступы повышают сцепление с почвой, широкий лепесток максимально перекрывает абразивным частицам доступ к поверхности шины.
Все элементы защитной цепи изготавливают методом ковки с последующей закалкой. Структура мартенсита, получаемая при закалке рабочей поверхности, обеспечивает твердость и хорошую износостойкость пластин, колец и замков. Дополнительное легирование и закалка стали позволяет получать жаростойкие цепи, используемые при работе на горячих шлаках и на металлургических заводах.
От того, насколько правильно выбран тип защитных цепей, зависит эффективность их применения, в том числе эксплуатационные расходы на спецтехнику.
ВИДЫ ЗАЩИТНЫХ ЦЕПЕЙ
Масса цепей для повышения сцепления значительно меньше, чем защитных цепей, они дешевле и обычно изготавливаются с ячейкой шестигранной формы. Применение таких цепей (противоскольжения) позволяет сократить расход топлива на спецтехнике, так как повышается сцепление и шины меньше пробуксовывают. Цепи повышающие сцепление продуктивно используются на всевозможной карьерной спецтехнике, на лесозаготовительной технике. Они обеспечивают существенную защиту протектора, в том числе от преждевременного истирания.
Тяжелые (крупные) защитные цепи оправдывают себя в сложных условиях работы – на крепких породах, строительном мусоре, при погрузке металлолома. Современные шины служат достаточно долго на мягких грунтах и грунтах средней крепости, состоящих из мелких фракций. Так, на известняках шина способна наработать 2500-3500 машино-часов, а защищенная цепью – до 10 000 машино-часов. Ресурс цепей на крепких породах с содержанием кварца находится в пределах 2500-8000 машино-часов, а ресурс шин вообще трудно определить, т.к. серьезное повреждение шина может получить уже в первые часы работы.
Таким образом, экономия на лицо – ведь шина фронтального погрузчика с ковшом вместимостью 4-5 м3 в среднем стоит около 3000 долларов, шинозащитная цепь стоит – 4500-5500 (цены 2012 года) долларов в зависимости от исполнения.
Опыт показывает, однако, что при использовании тяжелых (крупных) защитных цепей (0,7-0,9 т) расход топлива повышается, поскольку маховой момент колес ощутимо увеличивается. Это особенно заметно при работе фронтальных погрузчиков, которые постоянно передвигаются в режиме разгон-торможение исследования данного вопроса, проводимые различными специалистами, показали, что расход топлива на фронтальных погрузчиках и карьерных самосвалах при использовании защитных цепей составляет 5-10%.
Применение защитных цепей, как показывает практика, повышает ресурс шин в среднем в три раза. Экономия по затратам вследствие этого значительно больше дополнительных расходов, связанных с приобретением самих защитных цепей и с перерасходом топлива. Сегодня применительно к условиям ведения горных работ целесообразно оборудовать колесную технику (фронтальные погрузчики и карьерные самосвалы) системой шина-цепь, в которой и шины, и цепи должны быть изготовлены с учетом постоянной совместной работы, соответствовать друг другу по размерам.
Выдержка из журнала "Основные средства"
Также для защиты шин на фронтальных погрузчиках, вилочных погрузчиках, экскаваторах и другой спецтехнике используется заполнение шин полиуретаном.
Больше о заполнении шин полиуретаном:
- заполнение шин полиуретаном цены
- все о заполнении полиуретаном